Sd.Kfz. 223

Фотографии модели









Чертежи


Фотографии периода Второй Мировой войны




Современный фотографии




Историческая справка

Leichter Panzerspähwagen Sonderkraftfahrzeug 223 — германский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х годов. Разработан фирмой Eisenwerken Weserhütte в середине 1930-х годов на роль разведывательной или штабной машины. В 1934 году в Германии начались работы над разработкой нового бронеавтомобиля с повышенными тактико-техническими характеристиками. Первым шагом в этом направлении стало создание шасси для тяжёлой армейской автомашины. Министерство вооружений определило техническое задание. Четырехколёсное шасси с приводом на все колёса должно было иметь хорошую проходимость. Управление, действующее на все четыре колёса, обеспечивало хорошую манёвренность. Другими достоинствами разрабатываемого шасси были хорошая подвеска, удачная тормозная система, небольшая масса, малое удельное давление на грунт, высокая прочность, простая конструкция, удобный доступ к узлам и вытекающая из этого лёгкость ремонта.

Требования к шасси оказались столь высокими, что исключали использование серийных коммерческих шасси. Все сотрудничавшие с Министерством вооружений компании получили заказ создать совершенно новый прототип. Лучшие образцы были продемонстрированы в 1936 году в Берлине на выставке средств моторизации. Наконец, военные остановили свой выбор на прототипе, созданном на заводе Horch в Цвикау, принадлежавшем компании Auto-Union AG. Было подготовлено два варианта шасси. Первый вариант, получивший официальное название Einheitsfahrgestell I fuer schwerer Personenkraftwagen, имел двигатель в корме и был создан специально под установку бронированного кузова. Второй вариант — Einheitsfahrgestell II fuer schwerer Personenkraftwagen, отличался от первого варианта тем, что двигатель на нём был установлен спереди, это шасси больше предназначалось для легковых автомобилей тяжёлого класса. 

Первый вариант, обозначавшийся производителем как Horch 801/EG I, весил 1965 кг. Шасси оснащалось двигателем Horch/Auto-Union V8-108 объёмом 3,5 литра и мощностью 75 л.с. при 3600 об./мин. Коробка передач обеспечивала пять передач вперёд и задний ход. В соответствии с требованиями военных привод осуществлялся на все колеса. Рулевое управление также действовало на все четыре колеса, но при езде по шоссе при скорости свыше 35 км/ч задние колёса фиксировались в нейтральном положении. Колёса подвешивались независимо через два маятника и две спиральные пружины. Шины Continental размером 210-18 имели пневматические камеры низкого давления. Ножной тормоз действовал на все колёса шасси.

На базе шасси Horch 801/EG I был создан новый бронеавтомобиль leichter Panzerspaehwagen mit Einheitsfahrgestell I fuer sPkw. Работы над машиной вела фирма Eisenwerke Wesserheutte из Бад-Ойнхаузена. Бронеавтомобиль выпускался в нескольких модификациях различавшихся вооружением и оснащением.

Одним из важных условий успешной разведки было не только обнаружить врага, но также оперативно передать эту информацию в штаб части. Поэтому уже 1938 году на вооружение вермахта приняли третью модификацию этого лёгкого бронеавтомобиля — leichter Panzerspaehwagen (Fu) (Sd.Kfz. 223), призванную заменить собой старый Kfz.14.

Бронеавтомобили Sd.Kfz. 223 управлялись экипажем из трёх человек: механика-водителя, командира-стрелка и радиста. Вооружение бронеавтомобиля состояло из одного пулемёта MG-34, размещённого в той же башенке, что и Sd.Kfz. 221. кузов радиофицированного бронеавтомобиля конструктивно соответствовал Sd.Kfz. 222.
Машины Sd.Kfz. 223 оборудовали радиостанцией FuSprGer 10 SE30, которую позднее заменили на FuSprGer 12 и FuSprGer «f». Кроме того, бронеавтомобиль оснащался складывающейся рамочной антенной. Но вскоре неудобную и громоздкую рамочную антенну заменили на антенну штыревого типа.

Выпуск лёгких бронеавтомобилей наладили сразу на нескольких предприятиях, в том числе на Einsenwerke Weserhuette, Maschinenfabrik Niedersachsen-Hanover. Fr. Schichau и Büssing-NAG. С 1935 года по май 1940 года было выпущено 339 машин Sd.Kfz. 221. С 1936 по июнь 1943 года было выпущено 989 Sd.Kfz. 222. Выпуск Sd.Kfz. 223 начался в 1935 году и продолжался до конца 1943 года. Всего построили 550 бронеавтомобилей этого типа. Таким образом, на шасси типа Horch было в общей сложности собрано 1868 машин.
Цена одного Sd.Kfz. 222 без вооружения составляла 19600 рейхсмарок.

Первые партии новых бронеавтомобилей вермахт получил уже в 1936 году. Лёгкие бронеавтомобили Sd.Kfz. 221, 222 и 223 участвовали в захвате Судет в 1938 году, а также в оккупации Чехословакии в 1939 году. До конца 1939 года немецкая армия получила около 700 машин всех типов. Однако потребностей растущей армиии эта цифра не могла удовлетворить. До лета 1940 года немецкие части вынуждены были использовать даже старичков Kfz. 13.
Большинство новых бронеавтомобилей поступало в разведывательные части танковых и лёгких дивизий, сформированных перед началом польской кампании 1939 года. В соответствии со штатным расписанием 1939 года разведывательный батальон включал в свой состав две роты бронеавтомобилей. Каждая рота состояла из штабного взвода (Sd.Kfz. 247, 263 и 223), взвода тяжёлых бронеавтомобилей (Sd.Kfz. 231 и 232) и двух взводов лёгких бронеавтомобилей (Sd.Kfz. 221 и 222). С течением времени лёгкие бронеавтомобили начали поступать в разведывательные подразделения моторизованных дивизий, а под конец войны их использовали и обычные пехотные дивизии. Лёгкие бронеавтомобили использовались не только в разведке. Часто их использовали в частях связи. Случалось, что лёгкие бронеавтомобили использовались в качестве передвижных пунктов корректировки огня. В первые годы 2-й мировой войны лёгкие бронеавтомобили Sd.Kfz. 221, 222 и 223 действовали очень успешно. Успех сопутствовал им и в Польше и во Франции. Даже в трудных условиях ливийской пустыни эти машины достойно показали себя. Лишь слабое вооружение Sd.Kfz. 221 серьёзно сказывалось на результатах. Кроме того, во фронтовых условиях довольно трудно было обеспечить хорошее техническое обслуживание машины. Инженеры фирмы Horch, пытаясь удовлетворить все требования военных, создали достаточно сложное шасси. Сложная конструкция не только затрудняла выпуск, но и оказалась недостаточно надёжной. Чаще всего из строя выходил ведущий вал, сцепление и подвеска. У двигателей часто разрушались болты креплений коромысел клапанов.

Восточный фронт выявил новые недостатки машины. Несмотря на полный привод, бронеавтомобиль предназначался всё таки для езды по хорошим дорогам. Сравнительно большое удельное давление на грунт позволяло машине уверено двигаться лишь по твёрдому грунту. В результате легкие бронеавтомобили вязли в грязи, а разведывательные подразделения теряли главное свое преимущество — мобильность.
Поэтому с 1942 года в разведывательных подразделениях лёгкие бронеавтомобили постепенно уступали своё место полугусеничным бронетранспортёрам Sd.Kfz. 250/9, которые были оснащены одинаковой с Sd.Kfz. 222 башней.

1 июля 1941 года немецкая армия располагала 947 машинами Sd.Kfz. 221, 222 и 223. Высокие потери, понесённые немецкими частями в ходе летне-осеннего наступления 1941 года привели к тому, что численность лёгких бронеавтомобилей резко сократилась. К 1 апреля 1941 года немецкая армия имела лишь 788 машин всех трёх типов. В 1943 году выпуск этих машин был прекращён, но они оставались в частях вплоть до конца войны. Ещё в 1944 году эти бронеавтомобили широко использовались на восточном фронте, о чём свидетельствуют цифры потерь. В период с 1 декабря 1943 года по 30 ноября 1944 года вермахт потерял 150 машин Sd.Kfz. 221 и 223 и 240 единиц Sd.Kfz. 222.

Комментариев нет:

Отправить комментарий